Если говорить о современных детях, то прежде всего нужно сказать – дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин .
Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений! Не секрет, что к ребенку при поступлении в первый класс предъявляются достаточно высокие требования с точки зрения развитости его познавательных процессов, родители озадачены в первую очередь тем, как подготовить его к школе. Все стремятся детей научить читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка – дошкольника – игровая! Без этого важного «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.
Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению – их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщенно обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени на занятия и игры с детьми…
Нельзя не сказать и о том, насколько от наших с вами игрушек отличаются современные. Во-первых, их много, поэтому зачастую ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов…
Есть еще одна особенность жизни детей – родителям, как правило, некогда вникать в игровое пространство – они теряются в мире игрушек, идут на поводу у желаний ребенка или модных течений, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими играми и игрушками.
Нужно больше уделять внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжетные игры, которые им понятны, ориентировать в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.
Как научить ребенка играть?
К пяти-шести годам нормально развивающийся ребенок уже должен хорошо разыгрывать всевозможные бытовые ситуации и сюжеты любимых книжек и мультиков. Время от времени вы можете играть с ним, предлагая новые сюжеты, а если надо - то целенаправленно проигрывать в игре эмоционально сложные или напрягающие ребенка жизненные ситуации.
В кого ребенок играет - тому он и подражает. Поэтому содержание сюжетно-ролевых игр - т. е. то, во что играет ваш сын или дочь, - чрезвычайно важно для его или ее личностного становления. От содержания игр, в которые играют наши дети, во многом зависит, что в жизни будет для них ценным.
Какие игрушки стоит покупать?
Вот основные классы современных игрушек, с которыми можно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры:
- куклы и все для них (посуда, бытовая техника, дома, мебель и так далее,
- бытовые предметы (рассчитанные на ребенка, а не на кукол) : принадлежности для игры в доктора, посуда, игрушечная еда, телефон, печатная машинка, пылесос) ;
- всевозможные мягкие игрушки (зверята, человечки, фантастические существа);
- строительные наборы и конструкторы;
- всевозможные машины, машинки и мотоциклы, а также все для них: автодороги, гоночные трассы, многоуровневые гаражи;
- транспорт: поезда и железные дороги; самолеты, вертолеты, ракеты; корабли, парусники, морские порты;
- всевозможное оружие, воины и военные игрушки.
Ограничение любым одним классом игрушек приведет к сужению игрового опыта ребенка, поэтому всегда старайтесь, чтобы игрушки вашего малыша или малышки были разнообразными.
Куклы и мягкие игрушки очень нужны не только девочкам, но и мальчикам, ибо игры с куклами и игрушечными зверятами помогают осваивать мир взаимоотношений между людьми и проигрывать первые эмоционально сложные и конфликтные ситуации, с которыми будет сталкиваться ваш маленький сын или дочь.
С другой стороны, всевозможные машины, поезда, самолеты и другая техника нужны не только мальчикам, но и девочкам, ибо современный мир насквозь пронизан техникой и девочкам тоже лучше начинать её осваивать "с младых ногтей". Если девочка играет только в куклы, это ведет к сужению ее жизненных интересов, к определенным ограничениям развития.
Если ваш сын или дочь уже в дошкольном возрасте обнаруживает большую любовь к различным игрушечным монстрам и чудовищам, это может указывать на определенное эмоциональное неблагополучие.
Игрушка-это внутренний голос ребенка. С одной стороны, ребенок отражает в игре события своей жизни, внутренние переживания, с другой- постигает предметный и социальный мир вокруг себя.
Игрушка не должна нести в себе заряд жестокости, искажать, деформировать его агрессию. Неприемлемо показывать детям озлобленное выражение лица, оскаленные зубы, половые органы, нельзя давать кукле в руку оружие. В последнее время производится немало таких жутковатых «друзей ребенка». Появились и излишне натуралистичные куклы: с отечными, землистыми мордочками или с жилками, морщинками, складочками на лицах. Видимо, производители полагают, что таким образом они показывают правду жизни. Попадаются и куклы, по воле производителей злоупотребляющие косметикой. Игрушка должна нести симпатичный образ человека: он закрепляется в сознании малыша и становится для него эстетическим эталоном. Выражение лица куклы вообще вещь небезопасная: оно как бы навязывается ребенку, и тот подсознательно надевает его на себя, словно маску. Что ж удивляться тому, что девочки с раненного детства устремлены к образу расфуфыренной барышни типа Барби
Еще один важный критерий оценки - развивающий потенциал игрового действия. Многовариантная игрушка заставляет ребенка думать, напрягать воображение, развивать мелкую моторику рук. Она окажется полезной не только двухлетнему малышу, но и четырех - пятилетнему.
Третий вид игры -экспериментирование, то есть опробование возможностей разных предметов и материалов. Для таких игр выпускаются специальные динамические игрушки имитирующие движения: кегельбан, юла, волчок, шарики с наполнителями, раскатывающиеся в разные стороны. Они несут важную развивающую функцию для дошкольников: в процессе игры ребенок впервые постигает законы динамики.
Несколько полезных советов родителям.
1. Заботьтесь о качестве, а не количестве. У ребенка не должно быть более 10 игрушек одновременно, иначе он потеряет к ним интерес.
2. Представьте себе, что ребенок будет делать с понравившейся вам игрушкой, оценивайте ее развивающие свойства, а не только внешнюю привлекательность и экстравагантность.
3. Ориентируйтесь на возраст ребенка: то, что подходит пятилетнему, не годится двухлетнему.